В декабре 2022 года отделом организационной и информационно-аналитической работы МАУ «ЦРМПП» среди выпускников общеобразовательных учреждений города Тобольска 14-18 лет было проведено социологическое исследование «Кем быть, кем стать», целью которого было определение степени объективности сопоставления своих профессиональных намерений с состоянием и потребностями на рынке труда. В исследовании приняли участие 1017 респондентов.
В опросе наиболее активно приняли участие респонденты женского пола (61%). Большинство участников опроса – обучающиеся девятых (35%) и десятых классов (24%) возрастной категории 14-16 лет (79%).
Как показывают результаты исследования основных вопросов, характеризующих уровень профессионального самоопределения выпускников:
- большая половина опрошенной молодежи (63%) к выбору профессии готова и половина респондентов (49%) пытается что-то предпринять для подготовки к будущей профессии, а другая половина (45%) хотела бы что-то сделать, но не знает с чего начать;
- по мнению участников опроса наиболее востребованными сферами профессиональной деятельности являются (по убыванию): медицинская (46%), компьютерные, информационные технологии и связь (45%) и экономическая (33%), хотя большинство респондентов хотели бы развиваться в следующих сферах (по убыванию): творческой (36%), компьютерных, информационных технологиях и связи (31%) и медицинской (24%), в которых респондентов больше всего привлекает высокая заработная плата (60%) и возможность реализовать себя (57%). Карьерный рост и возможность улучшить общество, жизнь людей в выбранных профессиях привлекает лишь треть участников опроса;
- в вопросе о важных составляющих достойного будущего основная часть респондентов уверена, что способствовать ему будут: ответственное отношение к делу (66%), занятие любимым делом (57%), а также образование (47%) и личностные профессиональные качества (43%), а после школы большая половина респондентов (73%) намерена продолжать учебу: поступать в учреждения высшего образования планирует половина опрошенных (52%), а в учреждения среднего профессионального образования - пятая часть участников опроса (21%);
- среди источников знаний о профессии, как выяснилось, наиболее популярны среди опрошенной молодежи интернет-ресурсы (76%). Вдвое меньше респондентов получают информацию о профессии от близкого окружения (38%), а треть участников опроса – от профориентационных мероприятий (32%) и посещения профессиональных учебных заведений (31%);
- как стало известно, основная часть респондентов впервые слышат о проектах по профессиональной ориентации, проводимых в г. Тобольске. А среди тех проектов, в которых участники опроса принимали участие или просто слышали, наиболее известный и пользующийся спросом – это проект по трудоустройству молодежи в летнее время: знает о нём почти половина респондентов (41%), а участвовала - треть опрошенных.
В конце исследования респондентам было предложено поделиться своим мнением о наиболее эффективных мероприятиях по профопределению выпускников. С точки зрения участников опроса, более эффективными и полезными для профориентации были бы следующие мероприятия (по убыванию): вовлечение молодежи в практические занятия, стажировки, позволяющие на деле ощутить все достоинства и недостатки профессии, проведение мастер-классов, проведение лекций, встреч с интересными людьми разных профессий, проведение профориентационных консультаций и занятий в школе, введение новых предметов в школьную программу, организация экскурсий на предприятия.