В сентябре 2022 года отделом организационной и информационно-аналитической работы МАУ «ЦРМПП» среди молодежи города Тобольска 14-35 лет было проведено социологическое исследование «Я - доброволец», целью которого было изучение отношения молодежи к волонтёрской (добровольческой) деятельности, выявление добровольцев и изучение запросов жителей города Тобольска по выбору занятий волонтёрской (добровольческой) деятельности.
В исследовании приняли участие 799 респондентов, большинство из которых - школьники (40%) и студенты СПО (30%).
Как показывают результаты исследования основных вопросов, характеризующих отношение молодежи к волонтерской деятельности:
- добровольчество, по мнению значительной части участников опроса (89%), на сегодняшний день актуально, так как благодаря этой деятельности общество становится сплоченным и стабильным (58%) и россияне имеют возможность быть социально-активными (53%). Однако, большая половина респондентов (57%) не является волонтерами, хотя и помогают по возможности, потому что не могут «пройти мимо», когда кому-то нужна помощь, а основной причиной участия в добровольчестве для половины опрошенных послужила возможность общения с другими людьми и возможность завести новые знакомства (52%), а также желание сделать общество лучше, сплоченнее и сильнее (49%);
- как выяснилось, наиболее востребованными направлениями волотерской деятельности являются: культурное (44%), экологическое (43%) и спортивное (42%), а развивать в нашем городе, по мнению большинства участников опроса, стоило бы такие направления, как: помощь пожилым людям, ветеранам (16%), экологическое (13%) и социальное (помощь нуждающимся) (11%);
- у большей половины респондентов (58%), как оказалось, среди близкого окружения есть люди, занимающиеся добровольчеством, а о волонтерской деятельности участники опроса узнают чаще всего через социальную сеть ВКонтакте (45%);
- по мнению большинства молодежи, участвующей в исследовании (59%), основным препятствием к занятию данной деятельностью служит нехватка времени, а привлечь к этой деятельности может создание различных видов мотивации и возможностей для волонтеров (48%), а также приведение положительных примеров участия в благотворительности (43%).